Шахтёрская неделя Мой город Ростов Таганрогский курьер Неделя для всех Репортёр Дона Русская диаспора
DVK-Media
    О компании :: Новости :: Статьи :: Комментарии :: Видео :: Рекламодателям :: Контакты
 

Дышать театром

Открывается дверь и входит девушка. Высокая, статная, с огненно-рыжими волосами и чутким светлым взглядом, пробивающимся сквозь густоту пушистых ресниц, она как-то незаметно и ненавязчиво заглушает своим образом шумную суету ростовского кафе.

Версия для печати Версия для печати

Дышать театром

Мария Зелинская  - молодой драматург, победитель независимой литературной премии для молодых авторов «Дебют». С пьесой «Слышишь?» Маша победила в номинации «Драматургия». Наша беседа с Марией Зелинской пошла о вдохновении, о «новой драме» и, собственно, о её «знакомстве» с театром...

  

- Маша, расскажи о своей пьесе «Слышишь?», с которой ты победила на конкурсе.

- Её полное название «Мама, ты меня слышишь?». Но впоследствии осталось только «Слышишь?»... Это документальная пьеса, там нет авторского вымысла. 1,5 года назад после длительной болезни у меня умерла мама. Когда долго находишься рядом с болеющим человеком, происходит изменение сознания, действительность начинает восприниматься как будто через кривое зеркало. В пьесу «Слышишь?» заложена надежда, что кому-то она поможет избежать тех ошибок, которые совершила я. Это в чём-то исповедальная пьеса.

 

- Тебе не трудно говорить на эту тему?

- Говорить об этом нужно. Есть вещи, за которые я себя никогда не смогу простить. Теперь понимаю, как редко говорила ей те простые слова, в которых мы так нуждаемся. В драматургии не так важны слова, как важно действие. В жизни мы иногда руководствуемся этими принципами, но это не правильно. Людям нужны слова, им нужна поддержка.

 

- В пьесе «Слышишь?» больше слов или действия?

- Я старалась минимизировать слова и сделать акцент на действии.

 

- Ты помнишь, как начала писать?

- Это было года 4 назад, после того как я впервые «осознанно», по своему выбору и желанию, попала в театр. Раньше мы как-то ходили друг подле друга, но не замечали. Тогда я поняла, как театр может помогать человеку.

 

- Что это был за спектакль?

- Это был «Король Лир» в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького. Мы должны была пойти туда с подругой, но она заболела. Перспектива попасть в большой и незнакомый мир театра, признаюсь, пугала. Помню, как вышла из театра зарёванная, с полным ощущением того, что мир перевернулся и всё больше не может быть так, как прежде. В театр нужно ходить в одиночестве. Какой бы близкий человек ни был - спектакль воспринимается лучше, когда ты один.

 

- Что именно поразило?

- Поразила сила посыла. Это очень трудно объяснить. Как будто бы ты всю жизнь жил глухой, слепой и в чём-то жестокий, а тут вдруг получил возможность слышать, видеть, чувствовать. И сочувствовать... После этого я стала ходить в театр очень часто. Как-то пришла к завлиту театра Горького Алине Сорокиной и сказала: «Возьмите меня на работу. Я могу мыть полы, могу собирать программки, носить реквизит...». Она мне подала идею писать о своей любви к театру в газетах и журналах. Так я попала в «Театральный вестник». И довольно скоро подумала: «Если я пишу о театре,  то почему бы мне не попробовать писать для театра?». Так и стала писать пьесы.

 

- Что-то из твоих произведений уже ставили на сцене?

- Ростовская студия «Турандот» совместно с актёрами театра Горького делали спектакль по пьесе «Недетская история» (режиссёр - Фёдор Наретя).  Это социальная драма о брошенных детях. Она шла на Малой сцене театра Горького, в Лендворце, на фестивалях.  Это кочующий спектакль, у него нет определённой площадки.

 

- Как ростовские театры относятся к современной драматургии?

- Они её дичатся. Сейчас есть две контрорганизации, ведущие ожесточённую борьбу: это академический театр и театр «новой драмы». Последние утверждают, что классические пьесы без какого-то нового неординарного взгляда никому не нужны, а сторонники классического репертуара говорят, что в «новой драме» полно ненормативной лексики и «чернухи», отвращающих зрителей от театра, мол, пусть лучше он смотрит Чехова и Островского.

 

- На чьей ты стороне?

- Мне кажется, нам нужно и то, и другое. В театре, как правило, три сцены: большая, малая и экспериментальная. Если «новую драму» пустят на эксперименталку, она уже будет счастлива. Хотя, допустим, пьесы того же Николая Коляды и Вадима Леванова идут на лучших сценах страны и собирают большие залы. Зрителю нужен современный герой, говорящий о современных проблемах современным языком «здесь и сейчас». Шекспир и Островский - это очень хорошо, но они не знали и не могли знать о каких-то локальных проблемах XXI века.

 

- А как же «вечные» проблемы?

- Нужно говорить не только о «вечном», но и о том, что волнует человека сейчас. Возьмём банальный пример: какая мама сейчас не воюет с ребёнком из-за того, что он погряз в интернетном мире? Шекспир и Островский знали об этом? В силу ряда объективных причин - нет. Представьте, если на сцену выйдет человек в напудренном парике и скажет: «Милостивый государь, не изволите ли отойти от компьютера!». Это будет смешно, но не более того. Нужно говорить простым, где-то примитивным (но понятным молодёжи) языком о насущных проблемах. Да, сейчас наблюдается некое речевое обнищание. Многочисленные словесные рефлексии у молодого поколения заменены простым: «Чё-т не то...Не кайф». Но мы обязаны давать характеристику времени (в том числе и «речевую») и работать с существующей действительностью, а не придумывать её.

 

- Что ты в своих пьесах пытаешься донести до людей?

- То, что сегодня «болит» у современного человека. «Недетская история» - о детях-беспризорниках, «Не люблю баклажаны» - о насилии в семье, «Не бойся, Леся! Всё нормально!» об изнасилованной девушке. Стараюсь поднимать проблемы, которые волнуют не только меня. Я шесть лет проработала в журналистике,  пыталась что-то изменить, сделать лучше, но мне не удалось. Может, я плохой журналист, может, это общая проблема... Мне кажется, что сейчас журналист - это просто официант: он приносит факты, горячие, холодные etc. Ему не всегда важна реакция на них, он не бьётся за что-то, а работает на простое удовлетворение информационного голода. Может, так и должно быть?

                                                         

- А театр борется за человека?

- Да, безусловно! В Москве сейчас есть «Театр.doc». Его спектакли - некий синтез драматургии и журналистики. «Доковские» драматурги берут диктофон и работают с людьми: записывают их речь, говорят о том, что их волнует. Потом устраивается режиссёрская читка - вариант спектакля, только без декораций, без костюмов и с текстом в руке. Перед читкой на зрителя делается 5-6 репетиций, где режиссёр расставляет акценты и прорабатывает пьесу с актёрской командой. Все спектакли «Документального театра» заканчиваются обсуждением. Автор, режиссёр и актёры выходят к зрителю и говорят с ними об увиденном, что очень важно! Человеку важно, чтобы с ним вступали в диалог. И желательно, чтобы этот диалог касался сложным тем, которые обычно умалчиваются.

 

- Ты работаешь над пьесами по ночам?

- Мне кажется, что значение времени суток и вдохновения преувеличено. Заниматься литературой - то же, что и копать картошку, чинить сапоги. Сапожник не скажет: «Сегодня я не буду делать набойки, у меня нет вдохновения». Можешь работать - садись и работай. А вдохновение... Это отговорки. Бывает, что ты просто устал физически и душевно, не веришь в результативность и нужность работы. Когда долго не пишешь, на душе плохо. Выходить из таких ситуаций надо, взяв себя за шкирку и крикнув: «Садись и работай!».

 

- У тебя есть «личный цензор»?

- Нет, но я бы хотела, чтобы он был. Моя мечта найти себе учителя. Идеальный вариант - человек, с которым мы сможем создать какую-то «театральную ячейку», семейный театр. Я готова отдать свою квартиру, чтобы покрасить стены в чёрный цвет, как в «Театре.doc»,  - и вот вам театр! Чтобы делать театр или вообще какое-то дело, не нужны огромные деньги! Можешь что-то? Бери и делай с тем, что у тебя есть, не откладывая на потом...

 

Знаете, пообщавшись с этой талантливой и сильной девушкой, наполняешься уверенностью, что всё у неё получится. Думаю, мы уже очень скоро увидим её имя на театральных афишах... Жизнь такая короткая, что нужно не бояться мечтать, а просто делать то, что ты любишь. Всем.

 

Анна Шутова



Версия для печати Версия для печати
 
 

Комментарии

Имя*
E-mail
Комментарий*
Проверочный код*

* - поля обязательные для заполнения
Реклама
События
Новости
Понедельник, 7 сентября 2015
06:25 В спортивном комплексе “Айс-Арена” побывал Владислав Третьяк
Пятница, 4 сентября 2015
07:11 В Ростове установлен памятник Александру Покрышкину
Среда, 2 сентября 2015
07:14 Всероссийский теннисный турнир проходит в Ростове-на-Дону
Понедельник, 31 августа 2015
06:39 Озвучены предварительные причины массовой гибели рыбы
Пятница, 28 августа 2015
06:11 В Таганроге продолжается работа по стабилизации ситуации
Четверг, 27 августа 2015
06:44 28 августа на “Экспо-2015” начнёт работу экспозиция Ростовской области
Пятница, 21 августа 2015
07:08 В Ростове стартовал международный фестиваль Bridge of Arts
Четверг, 20 августа 2015
06:47 В донской столице установят новые памятники
Среда, 19 августа 2015
06:51 Здание государственного цирка в Ростове будет реставрироваться
Вторник, 18 августа 2015
06:29 В 2015 году будет отремонтировано 255 многоквартирных жилых зданий
Понедельник, 17 августа 2015
06:18 На Дону началась реализация нового проекта в области цифровой связи
Пятница, 14 августа 2015
07:11 До конца сентября в Ростове будет работать уличный киноклуб
Погода
Новые комментарии
Письмо шахтинскому мэру
Письмо шахтинскому мэру
6 комментариев.  Последний комментарий: 28 февраля 2016, 17:08
С криминальным прошлым да в общественный ряд
С криминальным прошлым да в общественный ряд
4 комментария.  Последний комментарий: 27 февраля 2016, 14:57
«Остеоскрининг Россия» обследует россиян на остеопороз
«Остеоскрининг Россия» обследует россиян на остеопороз
6 комментариев.  Последний комментарий: 5 февраля 2016, 00:13
Популярные статьи
Стросс-Кан по-новошахтински
Стросс-Кан по-новошахтински
278 комментариев.  Последний комментарий: 19 ноября 2015, 12:11
VIP-ДТП в Ростове
VIP-ДТП в Ростове
149 комментариев.  Последний комментарий: 27 ноября 2014, 16:20
РАУ. Приказано уничтожить
РАУ. Приказано уничтожить
138 комментариев.  Последний комментарий: 18 октября 2015, 00:13
e-mail: Главная
О компании
Новости
Статьи
Комментарии
Видео
Распространение
Подписка
Рекламодателям
Контакты
RSS-новости