![]() |
||
|
||
|
Исторические хроники: из летописи южной столицы.Очень давно... и не очень.
Вопрос о праздничном отдыхе А как начинала Новый год наша городская Дума сто лет назад - в 1911 году. Газета «Приазовский край», например, писала (не без резонёрского укора): «14 января первое очередное заседание городской Думы открылось под председательством заступающего местного городского головы Н. А. Козлова. Гласных не много. На хорах присутствуют главным образом приказчики фруктовых лавок и парикмахерские подмастерья - в ожидании чем кончится вопрос о праздничном отдыхе для первых и введёт ли Дума работу по праздникам для последних. На очереди ряд текущих, будничных вопросов...». Персональные лошади «Городской землемер Мамонтов вошёл в городскую Думу с рапортом о том, что для выполнения земельных работ требуются частые поездки по городу, ввиду чего ему и его помощнику управою было разрешено пользоваться для этой цели городскою лошадью с санитарного двора. Так как этой лошадью затруднительно пользоваться в настоящее время ввиду большого числа лиц городского управления, имеющих право брать лошадей, землемер Мамонтов просит выдать ему и его помощнику бесплатные билеты на поездки в вагонах трамвая». (Газ. «Южный телеграф», №1804, 1907 год.) На борьбу с воздушными змеями Ещё 21 января 1887 года было постановление ростовской городской думы «О воспрещении для охранения целости телефонных проводов пускать бумажные змеи». «За малолетних отвечают их родители, воспитатели и опекуны», - отмечалось в документе о нарушениях порядков в городе подростками, занимавшимися тогда очень популярными играми со «змеями». И вот в 1911 году было предложено «ввиду усиливающихся в Ростове развития воздушных сетей электрических станций, телеграфной и телефонной связи и необходимости охраны их от засаривания тряпками, верёвками и проч. пересмотреть указанное постановление и внести на обсуждение думы».
Коррупция вечна? Жаловалась в январе местная пресса в 1897 году: набережная в городе не поднялась на вершок, а с кабатчиков налоги никак не сдержишь... Сообщалось: «Городская Дума определила общую сумму сбора с трактирных заведений на предстоящий финансовый год в размере 65 тыс. руб. Трактиросодержатели, ссылаясь на своё бедственное положение, просят об уменьшении сбора в пользу города. Заявление передано на заседание финансовой комиссии». А уже восьмью годами позже, та же газета «Приазовский край» и тоже в январе извещала: «В состоявшемся недавно заседании комитета по портовым делам была рассмотрена истраченная сумма в 63 тыс. руб. на поднятие набережной и углубление реки Дон. Углубилась ли река, установить не удалось. Зима. Но набережная не поднялась ни на вершок! Куда же ушли деньги?» Дноуглубление рек - дело, как известно, долгое, многолетнее. «Да разве ж зимой на такой вопрос ответишь! - шутили обыватели. - Кто в такое холодное время погреет руки на этом деле, лучше других, наверное, те же кабатчики знают... »
От первого герба 1811 года... Ровно 200 лет назад города Екатеринославской губернии стали получать гербы и планы. Входящему в её состав Ростову-на-Дону Александр I тоже даровал герб с посылом, что это знак города-воина, имевшего мощную крепость. Тот первый герб потом неоднократно изменялся - в 1847-м, 1964-м, 1904-м годах. Как отмечено в исследованиях историка Б. И. Поташева, случился некогда и гербовый конфуз. На официальных городских бумагах, ставших со временем историческими документами, герб рисовался не совсем правильно, с некоторыми искажениями. И так было сто лет. Только ровно век назад, в 1911 году, общество истории древности и природы при городском музее обнаружило ошибку, после чего изображение герба было восстановлено по описанию 1811 года.
Будённый и Бриллиант Исторически документировано: считать 8 января 1920 года днём окончательного установления советской власти в Ростове-на-Дону. Официально зафиксировано, что в результате многократных кровопролитных боёв в период Гражданской войны победу наконец одержали «красные». И тогда вступили в город части 1-й Конной армии С. М. Будённого и 8-й армии Г. Я. Сокольникова. Потом уже они пройдут победным парадным маршем от Таганрогского (Будённовского) до Большого (Ворошиловского) проспектов. И теперь мы видим бюст прославленного народом в песнях маршала-земляка на ул. Пушкинской. О Сокольникове Григории Яковлевиче было известно не так широко. Во всяком случае, почти полвека - с 1939-го по 1988 год, так как проходил он по делу так называемого параллельного антисоветского троцкистского центра - процесса, сфабрикованного с грубейшими нарушениями закона во второй половине 30-х годов. Был расстрелян как враг народа, а потом реабилитирован. Биография же его - сама история. В 1918 году он возглавлял советскую делегацию на переговорах с Германией, подписывал Брестский мир, являлся членом реввоенсоветов ряда армий в годы Гражданской войны, на мирном поприще - наркомом финансов и замом председателя Госплана, полпредом в Великобритании и замом наркома по иностранным делам. «Человек - золото! - отзывались о нём коллеги-ветераны. - Да что говорить!..» По документам настоящая его фамилия была - Бриллиант.
«Мы машинами степи накормим» Это сейчас то и дело открываются у нас громкозвучащие по миру заокеанские предприятия и торговые точки «Пепси», «Макдональдс»... А тогда, в середине 20-х прошлого века, больше на слуху была компания «МакКормик». Страна становилась на индустриальные рельсы, и на хлебных нивах ходили американские машины под такой маркой. И в духе времени молодой в те годы ростовский поэт А. В. Софронов, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться в 2011 году, выразил цель строительства завода «Ростсельмаш»: «Мы машинами степи накормим. Знаем день этот будет наш - мы заменим слово «МакКормик» большевистским словом «Сельмаш». И восемьдесят лет назад, 1 января 1931 года, завод вступил в строй, овеянный впоследствии славой флагмана отечественного сельхозмашиностроения. Уже 1 января следующего года заработал цех комбайнов, выпустивший к уборочной страде более 1 000 степных кораблей. А в 1937 году первенец Сельмашстроя «Сталинец-1» получил Гран-при на международной выставке в Париже.
«Полярные страсти по-ростовски» Они, эти «страсти», по-настоящему разгорятся в самом конце 30-х годов прошлого века. Как ни странно это ныне воспринимать, но факт исторический остаётся. Совет Народных Комиссаров наконец «узаконил» музыкальную комедию как жанр. И в Москве, Ленинграде, Харькове стали открываться новые театры. Одним из таких и стал официально Ростовский государственный театр музыкальной комедии, открывшийся 6 января 1931 года. В репертуаре появились первые советские оперетты и с одной из них - «Полярные страсти» И. Дунаевского - и началась новая жизнь театра. Как свидетельствует театральная летопись, первые спектакли шли на сцене Ростовского мюзик-холла, который начал свою биографию почти одновременно с театром музкомедии. Тогда представления шли в здании освободившегося после переезда драмтеатра, принадлежавшего бывшему летнему клубу приказчиков в Городском саду.
Колбаса на колёсах Ещё совсем недавно и задумываться не надо было над вопросом: о чём речь, если говорят, он синий с красной полосой и сильно пахнет колбасой. Это когда в пору дефицита между Ростовом и Москвой начал курсировать поезд «Тихий Дон», как правило, до отказа начинённый популярным мясным продуктом в чемоданах и сумках ростовчан, возвращающихся из столицы. О том же и первые строки романа современного бытописателя любимого города, нашего земляка Данила Корецкого «Меч Немезиды». Произошло это памятное в истории города событие 6 января 1966 года. Казачий колорит в оформлении фирменного поезда выгодно отличал фирменный поезд донской столицы от других составов, прибывающих в Москву на Казанский вокзал. Но, конечно же, не только это обеспечило успех железнодорожников Северо-Кавказской магистрали: в 1971 году «Тихому Дону» присвоили звание «Лучший поезд страны». Для громадной державы - СССР это было круто.
Парамоновские пароходы по гудкам узнавали И поныне говорят: нельзя представить историю нашего города без имени купца Парамонова. Читаешь «Фому Гордеева», знаменитый роман М. Горького о тех временах конца позапрошлого века, когда «на Волге со сказочной быстротой создавались миллионные состояния», и кажется, что и про Дон написано. Именно тогда же Елпидифор Трофимович Парамонов, происхождением из казаков Нижне-Чарской станицы области Войска Донского, став миллионером-коммерсантом и общественным деятелем, так поднял экономику края, что оживило Юг России. Являясь собственником до 100 речных барж, 15 речных и нескольких морских пароходов, он сыграл видную роль в развитии экспортной хлебной, угольной, мукомольной промышленности и в судоходном деле. Его сыновья Пётр и Николай, выполняя посмертную волю отца, умело сконцентрировав капитал сто лет назад, в 1911 году учредили торгово-промышленное товарищество на паях с названием «Елпидифора Трофимовича сыновья в Ростове-на-Дону». По состоянию на 1 января 1912 и 1913 годов их капитал достигал 10 млн руб. С набережной горожанам заметно было частое хождение вверх и вниз по Дону и знакомо слышны гудки известных пароходов парамоновской флотилии со звучными именами - «Амур», «Есаул», «Император»... Тургенев, улица, мораль Иван Сергеевич, как почтительно называла читающая публика России автора «Отцов и детей», в отличие от Александра Сергеевича Пушкина Ростов наш не проезжал, тем не менее, был любим и почитаем ростовцами, как звались тогда коренные жители города. И не в обиде были на него за то, что больше проживал в столицах, да ещё по заграницам. Но кощунства такого снести не могли, когда выявилось, что в городе на улице его имени - Тургеневской - домов терпимости не счесть. И возмущённые многократно требовали от местной власти уничтожить «клеймо, позорящее память великого писателя», создателя светлейшей повести «Первая любовь». И вот, в 1896 году постановлением городской думы решили переименовать эту улицу поначалу на Полицейскую, да потом оставили ей прежнее название - Сенной, а уже Полицейской образцовой дать фамилию писателя.
Кровать Николая Ивановича Пирогова В медицинском сообществе знаком особого признания заслуг почиталось присвоение местам самого высококвалифицированного врачевания имени выдающихся деятелей здравоохранения. Таким стало решение городской управы - предложить старшему врачу Нахичеванской больницы открыть в одном из больничных павильонов кровать имени покойного Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 года), о чём сообщалось 100 лет назад в 1911 году в январе «в ознаменование его врачебной и общественной деятельности». В Ростове-на-Дону неизменно связывали многие заметные достижения российской медицинской науки с именем этого выдающегося хирурга, участника Севастопольской обороны 1854-1855 годов, франко-прусской войны 70-х годов XIX века.
Цимбалист - американская звезда с Дона Как сообщали печать и рекламные театральные объявления, 19 января 1911 года «в Мошонкинском театре - концерт ростовского уроженца, пользующегося громкой известностью, скрипача Е. Цимбалиста. На юге России он даст 8 концертов (до Тифлиса). В начале февраля выступит уже в Берлине. На следующий сезон г-н Цимбалист подписал контракт в Северную Америку. За 60 концертов американский импресарио г. Поктон платит г-ну Цимбалисту довольно крупную сумму - 50 тыс. долларов». Так был оценен тогда талант нашего земляка Ефрема Александровича Цимбалиста (1889-1985 годов) - автора многочисленных концертов, скрипичных пьес, оркестровых и камерных сочинений, считавшийся американцем с 1911 года. Подготовил Андрей Белов
Комментарии |
|