Казачье бусидо в Монастырском урочище

В мире существует немало народов, культура, образ жизни, воспитание подрастающего поколения которых неразрывно связаны с элементами воинского искусства. К таким народам относятся и казаки. А какое же воинское искусство можно представить без казачьих шермиций? На Камплице, в месте известном также как Монастырское урочище, 16 октября состоялись шермиции, приуроченные к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Казачье бусидо в Монастырском урочище

Термином шермиции обозначают  традиционные игры донских казаков. В основу этих игр положены станичные домашние игры, которые часто привязывались к православным праздникам, таким как Покров Пресвятой Богородицы, Святки, Масленица, Красная горка, Троица. Эти состязания включали в себя скачки, джигитовку на коне, фланкировку оружием, рубку лозы, традиционные виды борьбы и кулачного боя. Варианты их разнились от станицы к станице, но в целом все эти виды обладали сходными чертами. Эти особенности обобщённо можно охарактеризовать как стилевые направления воинского искусства донского казачества.

Погожим субботним утром у Кампличной часовни собрались, что называется, и стар и млад. В гости к донцам прибыли казаки со всей России участвовать и поддерживать в качестве зрителей,  пришли и реестровые, и свободные. Самым маленьким казакам, уже попробовавшим свои силы в состязаниях, исполнилось всего по четыре годика. Самые зрелые, крепкие седобородые мужчины, также не собирались сдавать позиции. После обязательного молебна по погибшим предкам казаков, захороненным в урочище после исхода казаков из Азова, во время знаменитого азовского сидения, и благословения батюшки на доброе  дело, начались соревнования в разных возрастных категориях по каждому из видов искусств.

Пока одни судьи следили за ходом поединков на импровизированных безопасных шашках и пиках, другие оценивали скорость, ловкость и мастерство владения оружием во время преодоления своеобразной полосы препятствий. Технично срубленная, падала лоза; надвое разлетались пластиковые бутылки с водой и картофелины. Что же касается такого квалификационного упражнения, как фланкировка (специфические движения, включающие элементы танца и демонстрации динамичного владения шашкой), то в исполнении некоторых асов она смотрелась даже более эффектно, чем показательные выступления самураев или кавказских джигитов.

Не у всех казаков всё получалось идеально, многим нужно ещё долго тренироваться. Зато тем, кто показал лучшие результаты, уже есть чем похвастаться перед друзьями. Призы были знатными: настоящая казачья атрибутика: шашки, нагайки. В одной из возрастных категорий первое место занял казак, проживающий в Москве, Василий Украинский, который также был награждён почётной грамотой за содействие в возрождении казачества. А после соревнований всех участников и гостей ждала донская уха, утолившая разыгравшийся после физических упражнений на воздухе аппетит.

Когда соревнования закончились, призы были розданы и напутствие батюшки получено, казачье братство всё равно не собиралось расходиться. Над Доном полились казачьи песни, а в небесах все с изумлением рассматривали удивительной формы облако, словно бы символизировавшее праздник, в честь которого прошли игры. «Глядите-ка, Покров!» - заметил кто-то. Пусть же Покров Богородицы хранит казаков, как хранил их отцов и дедов.

Сергей Остапенко

Короткий адрес статьи:
DVK-Media: https://dvk-media.ru