Тацинская

В канун Нового года мы не могли не порадовать вас, уважаемые наши читатели, так полюбившейся вам рубрикой «малая родина». Читайте очередной отчет Александра Тихонова о его путешествии в станицу Тацинскую.

Тацинская

Исходя из документальных источников государственного архива Ростовской области, станица Тацинская ведёт свою историю с момента образования в 1881 году хутора Талового Ермаковской станицы 1-го Донского округа. Около хутора Талового очень часто останавливались подводы пришлых людей, чтоб отдохнуть и напоить коней. А затем люди начали здесь и селиться, но первыми поселенцами были три брата казака Сергеевых с соседнего хутора. С того времени улицу из трёх дворов стали называть улицей Сергеевых или Сергиятским краем. Постоянно улица Сергеевых расширялась на восток. Сюда переселялись с хуторов Бугаевского, Крутинского и из станицы Ермаковской. Люди занимались здесь в основном земледелием и животноводством. Лучшие земли принадлежали помещикам Павлову, Тацину, Крюкову, Араканцеву, братьям Нифонтовым.

В конце XIX века акционерное общество строительства железных дорог Юга России начало проводить изыскательские работы, чтобы проложить одноколейку Лихая -Царицын. Изыскательской партией руководил инженер-проектировщик В. С. Нефёдов.

 К 1898 году железнодорожная ветка Лихая - Царицын вступила в строй. Первым начальником новой станции Тацинской стал Н.Ф. Леонтьев. Возле станции помещики Тацин и Павлов начали строить свои дома и магазины. Через несколько лет здесь выросли улицы (в настоящее время улицы Ленина, Горького, переулок Клубный и другие).

Осенью 1908 года по решению казачьего круга станица Ново-Ермаковская была переименована в Тацинскую.

Станица росла быстро. В 1914 году началось строительство элеватора, которое было закончено в 1917 году. Рядом с элеватором возник жилой микрорайон. На восточной окраине построили кустарный цех по изготовлению глиняной посуды и детских игрушек. Начал разрабатываться песочный карьер. На средства купцов и лавочников были возведены кожевенный завод, кондитерская фабрика (они сгорели в 1917 году). В районе нынешней бани возникла водяная мельница, просуществовавшая до 1928 года. Все строительные работы велись вручную.

Мирный труд тацинцев был прерван Великой Отечественной войной. На фронт ушёл каждый четвёртый житель станицы, и половина из них не вернулась. В декабре 1942 года, когда под Сталинградом решалась судьба окруженной фашистской группировки Паулюса, беспримерный подвиг совершил на Тацинской земле 24-й танковый корпус генерала В.М. Баданова. За умелую операцию «Малый Сатурн» 24-й танковый корпус был преобразован во второй Гвардейский, с почетным наименованием Тацинский танковый корпус. Успеху гвардейцев-танкистов содействовали местные патриоты. Более безопасный путь к аэродрому им показали пионеры Гриша Волков и Федя Игнатенко, посмертно награжденные медалью «За отвагу».

К сожалению, в наши времена молодёжь, да и многие люди старших поколений не знают или не помнят о том, что совершили их отцы и деды почти шестьдесят восемь лет назад, в годы Великой Отечественной войны, в ходе великой Сталинградской битвы, славным эпизодом которой был подвиг танкистов-тацинцев.

Вот что вспоминает участница тех событий, санинструктор О.Брызгалова:

«Танкисты батальона капитана М. Нечаева с ходу ворвались на железнодорожную станцию. На путях стоял состав, на платформах которого находились 50 новых, ещё не собранных полностью, немецких самолётов. Нечаев приказал их сжечь, а затем повёл свои роты на аэродром, где подразделения 4-й гвардейской, 54-й и 130-й танковых бригад вели бой на лётном поле. Таранными ударами танки опрокидывали самолёты, отрубали их хвостовое оперение. В дело включились сапёры, они открывали баки с горючим, поджигали их. Аэродром превратился в огромный костёр. Это было возмездие за Сталинград. В результате боя было уничтожено 3500 офицеров и солдат противника, в том числе весь лётный и обслуживающий персонал аэродрома, 50 орудий и 15 танков. Танковым корпусом была выполнена главная задача: был нанесён невосполнимый урон немецкой авиации - было уничтожено свыше 350 боевых самолётов, которых так и не дождались окружённые войска Паулюса.

Узнав о катастрофе в Тацинской, Гитлер пришёл в ярость. Он приказал расстрелять начальника гарнизона, а советских танкистов уничтожить любыми средствами. В мемуарах бывших генералов и офицеров Вермахта упоминается его требование: «Живыми из станицы их не выпускать».

За обстановкой в районе Тацинской пристально следил и Верховный Главнокомандующий Сталин.

После полудня 27 декабря положение советских войск, входивших в состав корпуса, резко ухудшилось. С западной стороны к станице прорвались 16 немецких танков. На этом направлении их задержать было нечем. И в бой был введен последний резерв - батальон капитана Нечаева, в котором к тому времени осталось всего пять « тридцатьчетвёрок». Через час жестокой схватки на поле пылали семь фашистских танков, остальные повернули обратно. Три машины поджёг экипаж Нечаева. Но и все наши машины сгорели. Отважный комбат дрался до последнего. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза».

Вот такую историю узнал я, побывав в музее боевой славы в станице Тацинской.

Станица свято чтит память о героическом рейде и о его участниках. Почетными гражданами поселка Тацинский стали командующий корпусом генерал-лейтенант Баданов и начальник штаба бригады майор Шанин.

На площади у музея боевой славы на вечную стоянку установлен танк Т-34 из тех, что участвовал в рейде. В центре станицы тацинцы установили памятную стелу, посвященную знаменательному рейду, и памятник погибшим воинам. В городском парке, в тени многолетних елей, стоит памятник пионерам-героям Грише Волкову и Феде Игнатенко, которые помогли нашим воинам в этой операции.

По центру главной улицы станицы проходит аллея Героев. На ней восемь бюстов Героев Советского Союза и один - кавалера Славы трех степеней. Вот их имена: А.А. Свиридов, А.Г. Спиваков, Г.В. Тупикин, В.П. Нетребский, И.Н. Воронин, Я.Г. Заверталюк, Е.П. Дудыкин, В.С. Аскалепов, И.Н. Банов.

Не забывают сельчане и воинов горячих точек. В музее боевой славы о них оформлен специальный стенд, а неподалеку от станицы, у автомобильной дороги на Белую Калитву, в память о тацинцах, погибших в Афганистане и Чечне, возведен мемориал «Саланг».

Короткий адрес статьи:
DVK-Media: https://dvk-media.ru